– Как известно, большинство паствы Константинопольского патриарха проживает не в Турции, а именно в США. Греческая диаспора в этой стране является главным спонсором Константинопольской патриархии, лоббирует ее интересы в высоких кабинетах власти. Поэтому я не вижу чего-то удивительного в этом выражении в устах патриарха Варфоломея, для которого ориентация на США является стратегической и не скрывается.
– Руководство Соединенных Штатов, как известно, проявляло непосредственный интерес к образованию раскольнической «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Первым, кто поздравил новоизбранного лидера этой структуры, был представитель Госдепартамента. Не удивительно, что до сих пор мы не слышали от американских властей осуждения гонений на каноническую церковь в Украине или Черногории. И я думаю, что вряд ли услышим.
– Думаю, что не нужно обманываться. Ни президент США не является лидером всего мира, ни Константинопольский патриарх – главой всех православных христиан. Ни того, ни другого никто не уполномочивал работать «с православным сообществом по всему миру». На примере Украины мы видим, к чему такое взаимодействие приводит – к расколу в православии и притеснениям верующих.
– Как я уже сказал, США не скрывают факта своего участия в предоставлении так называемой автокефалии украинским раскольникам. По прошествии двух лет после тех событий мы видим, что попытки расколоть Украинскую православную церковь не привели к успеху. Каноническая церковь, несмотря на притеснения, стала еще более сплоченной. В этой связи нельзя исключать усиления гонений на каноническое православие на Украине после визита патриарха Варфоломея в США.

